Манала – загробный мир финно-угров: история и мифы

Организация

До сих пор в Финляндии и Карелии существует поверье, связанное с калмой – смертоносной силой, которая исходит из мертвых. Как будто духи умерших могут вредить живым и насылать болезни. Сегодня мало кто обращает особое внимание на такие суеверия, но и по сей день в самую темную ночь в году в финских домах иногда зажигают свечу, чтобы умилостивить владыку подземного мира. Доступные живые существа и лесные птицы получают в этот день много зерна. Ковры выворачивают или застилают свежей соломой.

Калевала – сборник народных карело-финских песен

Мифы финно-угорских народов подробно описаны в сборнике «Калевала». Его составитель, финский лингвист и врач Элиас Лённрот, дважды обрабатывал собранные народные песни. Стихотворная эпопея из 50 песен (рун) была переведена на русский язык спустя 40 лет литературоведом Л. П. Бельским. Исторический материал чрезвычайно ценен для изучения дохристианских верований карелов и финнов, их древней религии и мифологии.

Действие происходит в Калевале, стране героев. Родоначальником всей семьи был Калева. Его потомки, Ильмаринен и Лемминкяйнен, совершили множество подвигов, воспетых в народных рунах. Так, за инструментами для изготовления лодки и саней Вяйнямёйнен отправляется в загробный мир Маналы, ловит там в темных водах реки Туони щуку, приручает медведя Туони и приручает волка Маналы. Взамен герой получает в жены заколдованную утку.

Загробный мир Манала

Каким был потусторонний мир в мировоззрении финно-угорских народов? На самом деле темный мир мало чем отличался от земли живых. Здесь тоже светило солнце, текли реки, росли леса, только климат был суровее и холоднее. Манала находилась на северной окраине мира и отделялась от Вьяйноле рекой копий и мечей, сулящей смерть всему живому. Реку можно пересечь по тончайшей мостовой проволоке. На противоположном берегу усопшего поджидает грозный охранник с железными зубами и тремя собаками.

Правителями подземного мира является семья бога Туони (или Мана):

  • Туонен-укко — глава рода;
  • Туонен-акка — его жена, представленная старухой с кривыми пальцами;
  • Туонен пойка — кровожадный и беспощадный сын;
  • Ловитар — старшая дочь, родившая от ветра девять человеческих язв;
  • Кипу-тьютта — младшая дочь, насылает неизлечимые болезни;
  • Кальма — божество, правящее мертвыми.

Калма и калманвяки

Согласно финскому фольклору, от мертвых исходит особая пагубная сила, способная увлечь живых в иной мир. Для этого есть очень научная основа. Как известно, в распавшемся организме рождается множество болезнетворных бактерий. По-фински запах гари назывался kalma. Злые духи, рождённые из мёртвых, соответственно назывались калманвяками.

Для отпугивания болезней использовались различные заговоры. Их пели под народный инструмент кантеле (похожий на гусли) или клеветали на воде. Цель обращений заключалась в том, чтобы выявить причину болезни: занесена ли она ветром, принесена ли она людьми, наслана ли калманвяками или ниспослана Богом.

Похоронные обычаи финно-угров

Боясь заболеть, представители древних народов строго соблюдали погребальные традиции:

  1. После выноса кузова из дома весь салон был подметен и вымыт. Однако санитарная очистка после смерти проводится уже сейчас.
  2. В порог вбивали гвозди или приносили небольшую жертву – отрезали голову курице. Скорее, мы находим здесь отголоски древних обрядов, отгоняющих смерть от дома.
  3. Трижды взмахнули ремнем после похоронной процессии. Следует помнить, что подобный обычай существовал и у славян, когда на Сороковину за окраиной села «выбивали» полотенце, прощаясь с усопшим.
  4. У входа на кладбище похоронная процессия остановилась у дерева, прообраза Мировой улицы. На него повязывали цветные нити и устраивали последнее проводы усопшего.
  5. Скорбящие начали плакать на кладбище. Их целью было не показать горе живых, а привлечь души ранее умерших. Тогда недавно умерших в Манале будут сопровождать души умерших предков. Приняв их «славное общение», предки не позволят вечной тьме Туонелы властвовать над душой усопшего.
  6. После кладбища шли трогать печь, чтобы домовой отогнал от человека злых духов. Как вариант — прыгали через костер, зажженный возле дома. Вероятно, таким образом пытались избавиться от оставшихся после кладбища микробов.
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий