Погребальные обряды народов России: ханты, традиции

Организация

Ханты — один из крупнейших малочисленных народов севера: их численность составляет более 30 тысяч человек. Вместе с манси они относятся к обско-угорской этнической общности и проживают в бассейне Оби, Иртыша и их многочисленных притоков в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Их собственные имена — «ханты» для северной группы, «хантах» для восточной группы и «ханде» для южных хантов переводятся на русский язык как лица.

На протяжении всей истории культура хантов находилась под влиянием других народов из финно-угорской группы, татар и, в значительной степени, русских переселенцев, которые принесли с собой христианство, практически вытеснившее традиции шаманизма и анимализма, присущие местным Население. Однако большое количество этнографических работ, посвященных истории и верованиям угров, позволяют с большей или меньшей точностью реконструировать их обрядовые обычаи относительно перехода человека в загробный мир.

Душа и загробный мир в культуре хантов

По традиционному поверью хантов после смерти душа перемещается на север, в нижний мир. Она должна спуститься в низовья Оби и с помощью своих волос преодолеть «светящуюся реку» или «горячее море» и достичь «мужского плаща» — Гоманеля, где находятся врата, ведущие в потусторонний мир располагается. Северные ханты верят, что душе тогда нужно взобраться на чистую скалу с помощью сохранившихся при жизни гвоздей.

Загробная жизнь — это зеркальное отражение реальности, где все происходит наоборот: умершие оживают там, раненые исцеляются, время течет в обратном порядке. Здесь душа объединяется с родными и близкими и живет так, как жила при жизни, но при этом с каждым днем ​​становится моложе и меньше. В конце концов женская душа превращается в паука, а мужская — в жука.

Согласно Обскому Угрену, у человека есть несколько душ или «жизненных сущностей»: 5 у мужчины и 4 у женщины. Почти все группы ханты различают «ишор» (тень) и «лил» (дыхание), но остальные вещества могут иметь небольшие различия в функциях и разные названия. Душа тени спускается в загробный мир, «Лил» может перейти к новорожденному. Одна из душ остается охранять дом и поселяется в специально изготовленной кукле-контейнере — «иттарме».

Подготовка к похоронам

Погребальный обряд состоял из цикла ритуалов, которые начинались в момент смерти человека и заканчивались изготовлением посмертного сосуда для одной из его душ. Знания о них передавались по женской линии, и главную роль в поведении играли старейшие женщины рода или деревни.

Сразу после смерти в доме зажигали лампы, которые должны были гореть следующие 4-5 дней. Некоторые ханты также поддерживали в очаге огонь, зажигаемый при жизни человека, в течение 40 или 50 дней, а если он гас, то оплакивали его, как умершего.

Умершего обмывали, одевали в его лучшую одежду, а затем клали в гроб вместе с мелкими личными вещами, которые понадобятся ему на том свете. Он пролежал в доме несколько дней, где его «лечили»: возле головы ставили один или несколько берестяных сосудов, куда клали кусочки пищи или наливали топленый олений жир. Рядом накрывали стол с вареной или сырой пищей, водой и чаем, устраивали пиры. Каждый день утром стол убирали, чтобы члены семьи могли оплакивать усопшего.

На третий день проводились следующие ритуалы. Сначала кто-то из родственников брал веник из беличьего хвоста и несколько веточек шиповника и обходил вокруг гроба против часовой стрелки, по одной «выбрасывая» души усопших на улицу, каждый раз оставляя по веточке за порогом. Затем устраивались гадания: члены семьи по очереди поднимали гроб с помощью специальной палочки, задавали умершему вопросы о причине его смерти, его пожеланиях, с каким чувством он уходит в мир иной. Если гроб как бы «прилипал» к полу, умерший реагировал. Эти послания могут передавать шаманы, приглашенные гадатели, а иногда даже сами родственники.

Особенности традиционных угорских кладбищ и могил

Гроб с умершим выносили ногами вперед через дверной проем, окно или другой проем. Если кладбище было рядом, его несли на руках, иначе гроб грузили на нарты, в которые запрягали оленей. Обычно он располагался в лесу к северу от села или ниже по течению реки, что отражало представления хантов о загробной жизни.

Рядом с могилами родственников всегда выкапывали новую могилу, чтобы умершие могли встретить их на том свете. Могильная яма должна была располагаться так, чтобы тело было обращено ногами на север, а головой на юг, где помещался особый огонь — очаг. У каждой семьи был свой очаг, где проходили погребальные обряды.

Ханты не закрывали могильную яму насыпью земли, а вместо этого устанавливали сооружение в виде погребального дома с двускатной крышей из бревен или досок сверху. В тундровой зоне сооружение иногда имело форму ящика. В потолке было сделано специальное отверстие с крышкой, через которое помещались продукты и подарки.

После распространения христианства кресты устанавливали и у изголовья могилы.

Поминки и похороны

Пока мужчины готовили могилу и погребальное сооружение, женщины соорудили погребальный костер, накрыли небольшой стол с традиционными угощениями: нарезанной олениной, лосиным мясом, перловой кашей и гусиным жиром. Чай был важной частью похорон. Если умерший был богат, его родственники забивали одного или нескольких оленей, его сырое мясо также использовалось в пищу.

Перед началом трапезы гроб опускали в могилу. Вещи, которые не помещались внутрь, помещались сверху: одежда, утварь, оружие и инструменты. Все вещи были уничтожены. Ритуально, объяснялось это тем, что на том свете все испорченное будет целым, но, скорее всего, здесь главную роль играли практические соображения: разбитая утварь вряд ли заинтересует мародеров.

На протяжении всей церемонии родственники несколько раз подходили к гробу и могиле, прощались с усопшим: женщины садились рядом с могилой, опускали платки так, что закрывали лицо, и плакали. Гроб целовали в то место, где должны были быть глаза усопшего.

Во время поминок часть угощений приносили на могилу усопшего и других родственников. Присутствующие угощали усопших чаем и спиртными напитками, выливая их возле могил.

Перед отъездом всю посуду, котел, стол и санки ставили рядом с могилой.

Иттарма и ура

Вернувшись домой, женщины клана стали делать иттарму – маленькую куклу, которая становилась вместилищем души умершего. Он может быть изготовлен из ткани, куска дерева или металла. Следующие 4-5 лет ее держат в ящике рядом со спальным местом умершего, и ухаживают за ней, как за живой родственницей: одевают, кормят и укладывают спать. Уход за Ittarma лежит исключительно на женщинах. Когда со дня смерти мужчины проходит 5 лет, а со смерти женщины 4 года, куклу кладут в могилу усопшего.

Для тех, кто умер неестественной смертью, в лесу у кладбища строили небольшой амбарный домик, который затем устанавливали на высокий столб или пень. Его передняя часть была полностью открыта и выполнена в форме арки. В уру помещалась кукла, похожая на иттарму, но меньшего размера и сшитая из кусочков одежды. Во время траурных и погребальных обрядов женщины приносили небольшие дары и клали их рядом с изображением усопшего. Таким способом ханты надеялись задобрить духа: если человек тонул, замерзал или был убит, его теневая душа была особенно опасна для живых и могла увлечь живых за собой.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий