Похоронная индустрия Японии. Как работает, какие есть традиции

Организация

Япония – страна, где древние традиции переплетаются с высокими технологиями. Это странное сочетание характерно и для ритуальной сферы, ведь смерть имеет особое значение в японской культуре. Похоронная индустрия в Стране восходящего солнца — это переплетение сложных древних ритуалов, совершаемых втридорога, с жесткой конкуренцией и технологической гонкой похоронных компаний.

Как японцы организуют похороны

Общие особенности организации похорон в Японии аналогичны другим странам, но здесь гораздо больше тонкостей и сложностей.

Когда родственники уверены, что человек умер, они начинают готовить похороны. Организацию похорон берет на себя один из ближайших родственников – традиции гласят, что это должен быть старший сын покойного.

Распорядитель похорон должен:

  • уведомить ближайших родственников умершего, его друзей и коллег;
  • сообщить органам умершего о его смерти;
  • уведомить муниципалитет, который выдает свидетельство о смерти;
  • заказать ритуальный инвентарь, подписать договор с похоронным бюро;
  • устроить церемонии с местным буддийским или синтоистским храмом;
  • купить место на кладбище или договориться о хранении праха с монастырем.

В более традиционных семьях возникает необходимость оборудовать или расширить семейный алтарь, посвященный умершим предкам.

Стоимость похорон в Японии

Япония – страна с одними из самых высоких цен на похороны в мире. В последние годы средняя стоимость похорон колеблется от 20 до 25 тысяч долларов (2,5-3 миллиона иен). В некоторых публикациях указывается, что стоимость очень скромных, но достойных похорон начинается от 1,1 миллиона иен. Причин столь высоких цен несколько:

  • высокая стоимость мест на кладбищах;
  • высокие цены в большинстве похоронных бюро;
  • требования традиций, согласно которым похороны должны быть роскошными;
  • необходимость оплаты дорогостоящих услуг кладбищенских работников и буддийских монахов (всего около 1 млн иен, $8700$).

Многие японцы считают, что недопустимо экономить на похоронах, свадьбах и воспитании детей. Многие семьи из года в год откладывают деньги на эти нужды (15-20% ежемесячного дохода). Прижизненные контракты также помогают решить финансовую проблему: многие японские похоронные бюро предлагают 20-процентную скидку на организацию похорон при заключении пожизненного контракта.

Похоронный рынок Японии

В течение многих лет ритуальные агентства в Японии занимали особое положение. Смерть родственника не только трагично, но и очень важное событие в жизни традиционной японской семьи. В этот период родственники покойного не готовы вникать в нюансы организации похорон и ведения переговоров с агентами. Многие агенты воспользовались этими традициями и брали за свои услуги очень высокие цены.

В последние годы население Японии сокращается. Уровень смертности довольно высок и будет продолжать расти по мере того, как поколение бэби-бумеров стареет и умирает. Ожидается, что число погибших в Японии в 2025 году составит 1,53 млн человек. На фоне такой демографической картины растет и ритуальная индустрия Японии — в 2018 году рынок похорон составил 1,84 трлн иен, что эквивалентно 16 млрд долларов.

Вместе с ростом смертности в Японии увеличилось и количество похоронных бюро. В 2018 году на японском рынке работает более 45 000 агентств, то есть одно агентство на каждые 2 800 человек. Сокращается и число японцев, слепо доверяющих ритуальным агентам – все больше семей принимают взвешенные и взвешенные решения, внимательно читая предлагаемый им контракт или заранее выбирая агентство.

Конкуренция на японском рынке очень высока, что приводит к тому, что похоронные бюро вынуждены снижать цены, идти навстречу клиентам и выстраивать человеческие отношения с близкими усопшего. Многие компании приспосабливаются к требованиям времени и предлагают новые высокотехнологичные услуги – чтобы соответствовать одной из самых высокотехнологичных стран мира.

Похоронные инновации

В ситуации жесткой конкуренции, повышенного спроса на ритуальные услуги и лихорадочного ритма жизни большого города похоронным компаниям приходится адаптироваться. На выставках похоронной индустрии, регулярно проводимых в Японии, можно ознакомиться с последними новостями и новинками.

Почти ни одна похорона в Японии не обходится без буддийской церемонии. Однако монастыри с трудом справляются с такой нагрузкой, монахов на каждое отпевание не хватает, а цены на их услуги растут. Некоторые компании решают проблему с помощью роботов, имитирующих монахов. Они выглядят удивительно похожими на людей, одетыми в буддийские одежды, способными поддерживать беседу и декламировать похоронные сутры. Альтернативное решение — интернет-трансляции буддийских монахов, когда священник присутствует на похоронах и читает снятые сутры.

Японцы считаются едва ли не самой трудолюбивой нацией в мире — рабочий день сотрудника японской компании может длиться до 20 часов. В таком графике трудно найти время для посещения похорон. Поэтому на некоторых кладбищах организуют специальные станции, на которых можно передать свои пожелания и подарки семье усопшего, не выходя из машины.

Прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев

Помимо этих необычных услуг, японские похоронные службы вводят много важных нововведений. Вот некоторые из них:

  • пожизненный контракт вошел в обиход даже среди самых консервативных японцев. Почти все пожилые граждане страны заранее обдумывают похороны, заказывают гроб и отдают подробные распоряжения;
  • QR-коды появляются на все большем количестве надгробий. При их сканировании можно увидеть фото и видео из жизни покойного, его прощальное обращение и некролог;
  • японское отделение Yahoo предлагает услуги по автоматическому удалению страниц умерших в социальных сетях, отправке прощальных писем по электронной почте и созданию онлайн-мемориалов, посвященных умершим.
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий