Похоронное дело в Советском Союзе: краткая история

Организация

Для полного понимания процессов, происходивших в похоронном деле в советское время, стоит прежде всего вспомнить, как было с ним в Российской империи до Октябрьской революции. В городской среде существовали похоронные бюро, созданные по европейскому образцу, и их функции во многом были схожи с сегодняшними. В сельской местности похороны организовывались силами крестьянской общины. Но в обоих случаях объединяющим фактором было то, что все кладбища находились в ведении религиозных организаций — частные кладбища в царской России были запрещены. Эти кладбища не имели генеральных планов и обозначали территорию участков, часто не имели четких границ (особенно в сельской местности), их никто не охранял и никто не заботился о могилах. Исключение, конечно, составляли склепы и памятники аристократам, но 99% захоронений на Руси на протяжении веков находились в беспорядке и запущенности — ни одна организация не взяла на себя заботу о них.

Похороны после Октябрьской революции

Мало кто об этом знает, но знаменитый большевистский указ «О земле» касался в том числе и кладбищенской земли: согласно ему все кладбища были национализированы. В последующих правовых актах новая власть разделила похоронный процесс на две части: погребальную и ритуальную. Всем гражданам гарантировалось бесплатное место на кладбище и бесплатное захоронение (т.е за счет местных властей), но если семья хотела каких-либо религиозных обрядов, они должны были оплачивать их в частном порядке.

Все похоронные бюро также подлежали национализации — они передавались в подчинение местных органов власти, а это означало, что весь перечень основных функций, связанных с похоронами, теперь переходил к государству. Местным властям приходилось за свой счет и участок земли под кладбище выделять, и захоронения организовывать, и запасы ритуального инвентаря держать, и конюшни с катафалками содержать и т д. И все это — после Первой мировой войны, революции и непосредственно в процессе гражданской войны. Увы, молодое советское государство не могло справиться с таким бременем: не было ни ресурсов, ни сил для организации и ведения похоронного дела в великой стране.

На фоне экономической разрухи жители разграбили могильники, разобрали кресты на дрова и надгробия на стройматериалы. Все это побудило государство частично приватизировать похоронный бизнес. Гравартеллер ненадолго вновь открылся в период нэпа, но вскоре закрылся, когда в конце 1920-х годов НЭП была свернута. Получив под свою ответственность всю погребальную инфраструктуру, местные власти в каждом регионе пытались переложить ответственность за них друг на друга, постоянно переводя кладбища и морги из подчинения одного ведомства в другое. Между тем русские кладбища, никогда не находившиеся в хорошем состоянии, пришли в полную негодность, теперь уже без исключения: могилы аристократов то уничтожались местными властями по идеологическим соображениям, то разбирались на стройматериалы. В чем действительно преуспело государство, так это в бюрократизации похорон: теперь их нельзя было проводить без регистрации смерти в государственном реестре.

Возникновение кремации в Советском Союзе

Вопрос о том, почему центральная власть закрывала на все это глаза, до сих пор до конца не решен, но исследователи сходятся как минимум в двух дополняющих друг друга объяснениях: не представлялось приоритетом. Во-вторых, на кремацию возлагались большие надежды: в первые годы существования Советского Союза советская власть очень рассчитывала на то, что всю дорогостоящую и сложную похоронную суету в новом государстве можно будет заменить кремацией. К сожалению, пропаганда кремации в раннем Союзе велась гораздо активнее, чем собственно работа по созданию практичных, эффективных и доступных крематориев.

Первый из них — в Петрограде — проработал два месяца: печь то и дело ломалась, обслуживание было слишком дорогим. Второй крематорий открылся в Москве в 1920 году: в него переоборудовали недостроенную церковь на Новом Донском кладбище, а печь располагалась в подвале, куда тело спускалось через дыру в полу главного зала — как бы в подземный мир. Благодаря низким тарифам кремация в Москве имела некоторый успех, но в других регионах она не работала: в большой стране не было возможности быстро и дешево строить крематории. А когда началась Великая Отечественная война, похоронное дело и вопросы его обустройства и вовсе отошли на второй план.

После войны

Все зачатки похоронного дела, которые были в России до революции, были в тот момент полностью уничтожены, а альтернатива не создана. В условиях послевоенного подъема экономики, конечно, не может быть и речи о централизованном решении вопроса о захоронениях, потому что надо восстанавливать заводы и дороги, строить жилье. В течение нескольких следующих десятилетий норма для советского человека — быть предоставленным самому себе в вопросах захоронения: все понимают, что государство с этим не справится, а значит, придется «крутиться» самому. Могилы копаются вразброс, кладбища не охраняются, памятники строят из подручных материалов: труборезов, строительного мусора, старых деталей, ворованных с завода отходов. Важно понимать, что центральная власть не вмешивалась в этот процесс и, так сказать, молчаливо одобряла: чиновники в целом были довольны тем, что народ как-то сам разбирался в этой важной и сложной теме. Именно в послевоенное время зародились традиции устанавливать ограды вокруг могил: поскольку место захоронения никто не регистрировал и не выделял участки владельцам, обустройство ограды вокруг могилы стало способом отстаивания своих прав на кусок земли — хотя, конечно, с юридической точки зрения все это ничего не значило.

Лишь в 1970-х годах государство взялось регулировать похоронный бизнес. Разработаны санитарные нормы кладбищ, открыты фабрики по производству и магазины по продаже ритуальных товаров, создана профессия ритуального агента (с известными нам функциями) и впервые в истории России четкая планировка кладбищ регулируется. Разумеется, советское руководство не могло не попытаться регламентировать ритуалы: в новых правилах указывался и порядок траурной процессии и куда лучше класть цветы. Однако серьезных изменений не произошло: похоронная индустрия СССР правила получила, но денег на их толковое выполнение не давала. Следует отметить, что здесь сказались и годы вынужденной самостоятельности горожан в вопросах погребения: когда сельское население массово переселялось в города, оно стремилось максимально сохранить прежний уклад жизни, а потому в виде в погребении умерших предпочитало и дальше полагаться на коллективную взаимопомощь семьи, друзей и соседей, а не на государство.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий