Похороны для нас тесно связаны с захоронением в землю. Этот метод одновременно практичен и символичен. Однако есть места, где обустроить могилу для усопшего — непростая задача. Самый наглядный пример — регионы с преобладанием вечной мерзлоты, которые покрывают более половины нашей страны.
В таких местах почти невозможно вести хозяйство, трудно организовать промышленность, трудно строить. Но люди жили и умирали там много веков, задолго до того, как появились русские колонисты. Как они хоронили своих мертвецов и как это изменилось с появлением новых людей и современных технологий?
Сложности похорон в мерзлоте
Копать в вечной мерзлоте очень сложно. Даже сейчас в Якутске большая часть городских коммуникаций проходит по поверхности земли, а дома стоят на сваях. Это чревато серьезными проблемами: продолжающееся таяние вечной мерзлоты, вызванное глобальным потеплением, приведет к тому, что фундаменты домов «поплывут». Но пока этого не произошло, и обычная земля, на которой стоят города, имеет твердость камня от холода. Вырыть в нем могилу, пригодную для захоронения человека, очень сложно.
Конечно, есть очевидная альтернатива — копать неглубоко. Теоретически даже примитивными инструментами в вечной мерзлоте можно выкопать яму глубиной около полуметра, достаточно, чтобы хоть как-то спрятать тело. Но проблема в том, что «вечность» вечной мерзлоты не абсолютна. Весной и летом верхние слои почвы оттаивают, а зимой снова промерзают. Благодаря этому происходят колебания плотности и влажности, что заставляет землю «дышать», и теоретически она может выбрасывать погребенное тело на поверхность, полностью или частично раскрывая его.
В регионе, где обитает крупнейший наземный хищник, белый медведь, а также песец, росомаха и многие другие подобные животные, это не только неуважение к умершим, но и опасно для живых. В Сибири и на Дальнем Востоке регулярно можно услышать рассказы о людях, встретивших хищника на кладбище, а рассказы о посещении могил медведями издавна присутствуют в фольклоре коренных народов Крайнего Севера.
Техническое решение
В принципе, в современном мире эта проблема решается с помощью технологий. Отбойные молотки, или «разогрев» земли на определенном участке, позволяют вырыть обычную могилу, ничем не отличающуюся от захоронения в другой части страны. Но все упирается в деньги. Захоронение не самая дешевая процедура, даже в средней полосе, где рабочим не нужно копать могилу по 20-30 часов.
|
|
Однако многие люди просто делают неглубокие могилы. Их популярность особенно возросла под влиянием христианства – православная церковь не одобряет никаких способов захоронения, кроме «наземного». Ведь это тоже метод: тела лежат в гробах, а животных гораздо меньше, чем раньше. Да и опасность их приближения к населенному пункту не так уж велика. Основная проблема, с которой хищник повадился приходить на кладбище, заключалась не в нападении на людей, а в том, что животное, привыкнув кормиться возле стоянки, могло начать нападать на домашний скот. В условиях традиционного оленеводства это угрожало всему поселению, но понятно, что сейчас проблема не стоит так остро.
Но для тех, кто не хочет или не может хоронить своих близких в вечной мерзлоте, это традиционная погребальная практика народов Крайнего Севера, к которой их вынуждают как жизненные обстоятельства, так и верность собственным обычаям.
Чукотские похороны
Наименее экзотический способ погребения, представленный, например, у коряков или чукчей, — кремация. В то же время у чукчей важной особенностью похорон считалось облачение умершего в одежду, сшитую из шкур его собственного оленя. Отказ многих коренных народов севера от кочевой жизни скотоводов привел к тому, что большинство чукчей утратили эту традицию. Кроме того, как и многие коренные народы, чукчи хоронят умершего с большим количеством его вещей, которые могут понадобиться в новой жизни. Раньше это были инструменты, украшения или оружие, теперь же покойника можно закопать (но чаще уже в землю) с телевизором или радио.
Подготовленного таким образом человека клали на костер. Обязательный атрибут – две палки, которые символизируют полозья на санях, чтобы душе было легче «входить» в небесный мир. В процессе подготовки и проведения кремации родственница и родственники внимательно следили за событиями, выискивая знаки судьбы: не расползется ли одежда усопшего, кто лучше других бросил растопку, из-за чего огонь разгорелся особенно сильно и так далее. На основании таких событий задавались вопросом о посмертной судьбе усопших, а также о будущем живых.
Эвенские похороны
Эвенки, как и чукчи, сопровождали умерших со всеми ценностями, часто даже оставляя палатку покойного на месте захоронения. Кроме того, в жертву приносили оленя, хотя делали это во время самого захоронения, а не заранее. Но представители этого народа избавлялись от тела совсем по-другому.
Умершего, одетого в лучшее платье, клали в деревянный чурбак, который затем прикрепляли к дереву, а если подходящего дерева не было, то к специально приготовленному шесту. Подобные возвышенные захоронения, напоминающие «воздушные захоронения» индейцев или весьма упрощенные зороастрийские захоронения, встречаются у ряда других народов, живущих в условиях вечной мерзлоты, например у хантов и ненцев.
Кроме них существовал промежуточный вариант между кремацией и «воздушным захоронением» — создание носилки, когда над могилой усопшего засыпались дополнительные камни, образующие курган.
|
|