Сравнение похорон в России и мире, в чем особенность

Сравнить сложность и стоимость похорон в разных странах гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В игру вступает множество предостережений: существуют ли в этих странах государственные субсидии и пособия на похороны, как соотносится стоимость похорон и средняя зарплата, каково социальное давление на семьи умерших с точки зрения престижности похорон, и так далее. Данные, приведенные в этом тексте, никоим образом не являются объективным рейтингом самых дорогих и самых дешевых, самых простых и регулируемых похорон в мире, но все же позволяют сравнивать ситуации в разных частях мира и тем самым лучше понимать ситуацию в твой собственный.

Насколько дороги похороны в России относительно европейских и других стран?

Минимальная стоимость похорон в России — одна из самых низких в Европе как в абсолютном, так и в относительном выражении, если рассматривать ее применительно к средней заработной плате и уровню жизни. Рекордсменами здесь являются Германия и Швейцария, где средняя стоимость похорон колеблется в пределах 6 000–8 000 евро. Стоимость средних похорон в России находится в пределах 40-60 тысяч рублей, при этом среднемесячная зарплата находится в пределах 43 тысяч рублей, а медиана в 2019 году составила около 34 тысяч рублей. Это означает, что в среднем россияне тратят на похороны около одного-двух месячных заработков одного члена семьи. Конечно, это по-прежнему тяжелое бремя, и в более развитых странах, не переживающих сейчас серьезного экономического кризиса, похороны становятся гораздо меньшим бременем. Но по сравнению со многими другими странами — особенно неевропейскими — ситуация в России вполне сносная: достаточно сказать, что в нашей стране проблема многолетних долгов за похороны, которые затем выплачивают семьи на протяжении нескольких поколений, мало распространен — ​​так, например, во многих странах Юго-Восточной Азии.

Этот результат является результатом нескольких факторов. Во-первых, в РФ предусмотрены пособия на погребение (к тому же в столице они выше, чем в других регионах). Во-вторых, в нашей стране существуют социальные похороны, которые гражданин может получить в обмен на льготы: в этом случае похороны обеспечиваются минимальным набором услуг полностью за счет государства. Конечно, не во всех регионах этот механизм работает как надо, и эта мера не избавляет полностью семью от беды, но для бедных граждан такой вариант – хороший выход.

Не следует недооценивать и относительно небольшое социальное давление в светских российских семьях по вопросу о похоронах. В этом смысле Россия находится примерно на одном уровне с другими европейскими странами. Именно стремление соблюсти минимальные религиозные обряды (или «приличия» в случае нерелигиозных семей) и устроить умершему родственнику более приличное захоронение, чем простое закапывание тела в землю, что удорожает средние похороны к отметке 40-60 тысяч, а не например 25000 где она вполне могла быть. В большинстве регионов России отсутствуют элементарные представления о престиже семьи и повышенной социальной ответственности, связанной с похоронами. В то же время во многих азиатских странах так важно показать богатство семьи через похороны, что оно многократно преувеличено, а если преувеличивать нечего, то фальшиво. Ради этого семьи жертвуют всем: деньгами, отложенными на образование детей, имуществом, автомобилями и свадьбами, а также берут кредиты на многие десятилетия. Россия, со своей стороны, в этом вопросе следует примеру большинства западных государств: похороны в нашей стране являются важным социальным ритуалом, но они не заставляют людей жертвовать будущим живых ради покоя мертвых.

Насколько сильно религия влияет на стоимость похорон?

На этот вопрос есть два ответа. Если сравнивать страны, исторически исповедовавшие разные религии, то разница будет колоссальной в свете того, что религиозные институты, веками отвечавшие за отправление погребальных обычаев, за годы своего правления формировали не только обычаи, но и похоронная инфраструктура, на которую вынуждены полагаться нынешние поколения. Простой пример: во многих буддийских странах — например, в Таиланде или Камбодже — практически вся похоронная инфраструктура принадлежит ватам — буддийским храмовым комплексам. Их господство в культурной среде на протяжении веков означало не только то, что основным методом захоронения в этих странах является кремация, а альтернативы редки и дороги, но и то, что Ват фактически владеет или подчиняется всему, что необходимо семье для совершения обряда похороны. Им принадлежат помещения, сдаваемые в аренду под залы прощания, они предоставляют персонал для церемоний и место для кремации, они несут ответственность за закупку топлива, организацию питания и так далее, а распорядители похорон в этих условиях играют роль не более чем посредники между клиентом и ват. Сами они ничем не владеют. Очевидно, что в этом случае религия и религиозные организации практически полностью владеют похоронной сферой и могут устанавливать в ней все правила, что совершенно не так в мусульманских странах, даже в тех, где религия не отделена от государства. В большинстве исламских стран мемориальные помещения можно арендовать где угодно, кладбища могут быть в государственной собственности или в собственности мечетей, необходимое оборудование можно арендовать у многих собственников и т д

Но можно подойти к этому вопросу с другой стороны и сравнить, насколько различается стоимость похорон для представителей разных религий в одном и том же регионе одной страны: например, насколько дороже или дешевле будут стоить похороны для христианина или Мусульманин в Казахстане? Как показывает статистика, разница будет незначительной, несмотря на то, что многие аспекты церемонии кардинально отличаются – и такая же ситуация наблюдается не только в странах СНГ, но и во многих других. В большинстве стран, где сосуществуют представители разных религий, важнейшим фактором, влияющим на стоимость похорон, по-прежнему остается не вид религиозного ритуала, а экономическое положение страны и степень развития похоронной инфраструктуры. Что касается Средней Азии, то следует сделать лишь небольшое уточнение: несмотря на то, что минимальная стоимость христианских и мусульманских похорон там будет примерно одинакова, средняя стоимость мусульманских похорон будет выше из-за обычая вызывать десятки (а иногда и более сотни) гостей на поминки. Если отделить поминовение от собственно погребения, то ситуация выровняется.

Экология

Когда дело доходит до зеленых захоронений, в последнее десятилетие наблюдается настоящий бум инноваций и популярности, обусловленный, во-первых, заботой об окружающей среде, а во-вторых, чисто прагматическими соображениями экономии места. Первые зеленые кладбища, где останки людей удобряют корни будущих парков или даже лесов, появились в Северной Америке и Европе, но в начале десятилетия в лидеры озеленения похоронной индустрии собирается вырваться Китай. Там в свете крайней нехватки кладбищенских площадей и острых экологических проблем государство проводит беспрецедентную кампанию по озеленению кладбищ и экозахоронений, и это выражается не только в организации таких кладбищ за счет государственной казны, но и в репрессивных мерах против тех, кто, вопреки директивам властей, продолжает закапывать умерших в землю. Достаточно сказать, что в последние годы в СМИ неоднократно просачивалась информация о том, что полиция разбивает гробы и выбрасывает из них умерших в ходе преступных действий против тех, кто полулегально или нелегально пытается организовать традиционное подземное захоронение.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий