Свечи за упокой, как правильно

Организация

Православная традиция зажигать свечи на покой известна многим, в том числе людям, далеким от веры. Сами свечи имеют долгую историю в христианстве. С первых веков существования Церкви их назначение было ясным и вполне утилитарным: они освещали храмы и места сбора христиан. Но и тогда оно служило не только практическим, но и символическим целям.

Свечи в церкви – символ религии света

Хотя появление христианского храма часто ассоциируется с сумерками, эта религия всегда позиционировала себя как религия света, подчеркивая это не только на словах, но и буквально. Обилие светильников должно было повышать приподнятое настроение молящихся. Тертуллиан, богослов второго или третьего века, писал: «Мы никогда не совершаем службы без лампад, но употребляем их не только для рассеивания ночного мрака, но совершаем литургию при дневном свете; но изобразить Христа через этот нетварный свет, без которого мы и среди дня ходили бы во тьме».

В последующие века, особенно после принятия императором Константином христианства, внешний вид храмов, ход литургии, обязанности, действия, жесты и одежда священников стали канонизироваться и пониматься. Каждый элемент церкви должен был быть оправдан, и каждое изменение должно быть оправдано. Каждая деталь была не только описана в практических терминах, но и осмыслена с теологической точки зрения — и свет не стал исключением.

В чем значение свечей в церкви?

Многие богословы последующих веков так или иначе описывали значение свечей в храме. Они видели отражение чудесного божественного света или напоминание об огненном столпе, явившемся Моисею. Манипуляции с лампадками стали важной частью литургии, типичным примером тому является служба Сретения, во многом построенная на том, чтобы создать в храме как можно больше света.

Учитывалось и строение самой свечи – например, в чистоте воска некоторые толкователи предлагали видеть символ чистой души, к которой должен стремиться каждый верующий. Наконец, процесс постепенного возгорания свечи служил своего рода mementro mori, напоминанием о смерти, важной в жизни каждого христианина.

Обряды со свечами

В то же время церковные светильники в средние века были окружены огромным комплексом мифов и легенд. Практически во всех христианских странах, от России до Испании, существовало множество народных колдовских обычаев с использованием свечей из церкви: для гадания, приворотов, защиты от злых сил. В некоторых регионах, таких как Страна Басков, такие ритуалы сохранились до 19 и даже начала 20 веков. Необычные ритуалы со свечами иногда можно встретить и по сей день.

Еще большую путаницу вносил тот факт, что некоторые обряды не были придуманы на пустом месте, а представляли собой упрощение или переосмысление церковных практик и представлений. В первую очередь, конечно, это касается самого простого ритуала – купить и установить перед иконой свечу ради здоровья или упокоения души близкого человека.

Заупокойные свечи – уникальный православный обряд

Сам по себе обычай ставить свечи распространен в католицизме и в англиканской церкви, во многих храмах Востока и даже среди некоторых протестантских конфессий. Но отдельные «заупокойные свечи» — уникальная черта православия. В других храмах молящийся волен сам ставить свечу перед любой иконой с тем или иным прошением, а в Православной Церкви сложилась традиция с так называемыми «канунными», прямоугольными подсвечниками, которые не стоять перед иконой святого, но перед распятием. Важно подчеркнуть, что священники не запрещают ставить заупокойные свечи перед каким-либо святым или другим изображением, например покровителем усопшего. Особое положение «канунов» теперь воспроизводит традицию, а не служит жестким различием.

В то же время многие современные священники стараются подчеркнуть, что зажигание свечи — это лишь часть более крупного процесса. Верующий должен войти в храм, совершить символическое подношение, купив свечу, зажечь ее перед намеренно выбранным образом, произнести соответствующую молитву и выйти. Использование свечи само по себе имеет смысл только при наличии всех остальных шагов.

С этим же связан и запрет ставить свечи за упокой самоубийц или некрещеных – на самом деле это не отдельная норма, а просто следствие общего запрета на поминовение таких людей. В католицизме и многих других христианских конфессиях нет таких строгих ограничений, с одной стороны, в силу определенной либерализации, с другой стороны, и из-за отсутствия отдельных «выездных» огней. Однако в последние годы подобные запреты в Православной Церкви были ослаблены по ряду причин. Хоть и редко, но с каждым годом все чаще можно услышать молитвы и увидеть зажженные свечи в память о людях, никогда не посещавших храм.

Вам может быть интересно:

  • Похоронное бюро
  • Православные похороны: традиции и суеверия
  • Православные похоронные обряды
Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий