Уныние как смертный грех в православии

Почему уныние считается смертным грехом в православии Организация

Как гласит старый анекдот, у меня есть один смертный грех — уныние, на остальное денег не хватает. Шутки шутками, а в чем виноват унылый человек, не всем понятно.

Некоторые утверждают, что все это западная «католическая ересь», но у нас этого нет. Другой с недоумением спрашивает, почему грехи «смертны». Третий отстаивает свое право на гнев, четвертый… Словом, смятение и шатание, море мнений. И где-то в глубине лежит ответ на вопрос, почему уныние — смертный грех.

Самый таинственный из всех смертных грехов

Термин «смертные грехи» родился в начале христианства, в четвертом веке, когда не было и речи о разделении церкви на католическую и православную. Но смертные грехи относились в то время исключительно к списку монашеских обетов, и это понятие еще не вошло в светскую жизнь. Все изменил Григорий Великий, «последний добрый папа», который ввел понятие «смертных грехов» в жизнь всех христиан. И даже тогда грех уныния стоял в этом списке выше, чем грехи плоти.

Что смертного в унынии?

Так что же это за «смертный» в унынии? В конце концов, грусть и горе – это общие переживания, известные каждому.

Суть в том, чтобы различать горе и разочарование. Человек постоянно сталкивается с горем или чувством утраты, с раннего детства: мороженое упало на асфальт — потеря. Мать не разрешала играть в луже – огорчение от несбывшегося желания. Психология называет это состояние фрустрацией и обычно считает его очень важным элементом роста и развития человеческой личности. Через столкновение с разочарованием и горем мы учимся решать повседневные проблемы, находим решения проблем и становимся более жизнестойкими как личность.

Однако бывает, что эти переживания оказываются настолько сильными, что человек попадает в ловушку: куда ни глянь, везде боль, грусть и утрата. Человек не видит, как выйти из этой ситуации, и отпускает руки: зачем пытаться, если любое действие только усугубляет страдание?

Депрессия = Уныние

Именно это состояние современная медицина называет депрессией, а христианство — отчаянием. Врачи и психологи считают, что в состоянии депрессии человеку необходима поддержка как извне — человеческая, так и изнутри — биохимическая.

Когда в христианском мире формировалось представление об унынии как о смертном грехе, не существовало эффективных способов помощи людям в депрессивном состоянии, какие предоставляют современная психотерапия и фармакотерапия. Единственным способом вывести человека из депрессии было активизировать его внутренние ресурсы, вдохновить на продолжение жизни и преодоление трудностей. И это непростая задача, как тогда, так и сейчас. Но если человек останется без помощи, может случиться страшное: сколько протянет тот, кто не хочет жить?

Уныние есть неверие в Господа

Итак, является ли отчаяние смертным грехом, ведь оно ведет к смерти? Лучше всего об этом пороке говорят творцы христианской этики. Почитаемый как в западной, так и в восточной церквях святой и философ Иоанн Лествичник пишет об унынии следующее:

«Уныние есть расслабление души, утомление ума. клеветник на Бога, как бы немилостив и бесчеловечен» (Стиг. 13:2)».

Обращаясь к унылому, Иоанн упрекает его в недостаточной вере в Господа: неужели ты думаешь, что Всевышний оставит тебя? Что он не любит тебя и отвернулся от тебя? Конечно нет, ведь каждое испытание, которое случается с человеком, послано ему для роста и развития, и конечно Господь знает, сколько в человеке сил.

Или обратимся к самому первому из всех источников: Евангелию.

«Два воробья не продаются за мелкую монету; но ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего. И ты пересчитал все волосы на своей голове. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Мф т. 29-33].

А Иоанн Златоуст истолковывает:

«…Если Он знает все, что происходит, и любит тебя больше, чем отца, — любит так, что волосы твои с Ним сочтены, то и бояться не надо».

Где страх и уныние, нет места любви

Бог есть любовь, говорит теолог Иоганнес, и как тут не вспомнить более подходящую строчку: где страх и уныние, там нет места любви. Из всего этого следует, что отчаяние есть тяжкий грех неверия в Господний разум, любовь и милосердие, что составляет основу и сущность христианства.

Бог сохраняет всё

Однако нельзя сказать, что тяжкий и смертный грех отчаяния непростителен. Главное – покаяние и стремление исправиться. Это правило универсально как в христианском, так и в светском мире.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий