«Ушедшие» – фильм о японских похоронах, который получил Оскар

«Ушедшие» – фильм о японских похоронах, получивший Оскар Организация

Отъезды (おくりびと, Okuribito, Отъезды) — фильм 2008 года японского режиссёра Ёдзиро Такита, получивший премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке. Фильм рассказывает историю молодого виолончелиста Дайго Кобаяши, который волею судьбы стал работать в похоронной индустрии. Через призму личной истории Дайго и эстетики японских траурных церемоний режиссер помогает зрителю по-новому взглянуть на проблему утраты близкого человека.

Нарушение табу

Япония – страна с сильными традициями. Страх смерти порождает множество табу (культурных табу) и ритуалов, которым жители страны следуют на протяжении столетий. Среди консервативных японцев не принято говорить о смерти. Такие поверья особенно распространены в провинции, где происходят события фильма. Работа, связанная со смертью, воспринимается как «нечистая», и люди, ее выполняющие, порой оказываются в положении изгоев. Именно по этой причине фильм получил широкий резонанс.

Режиссер не только показывает жизнь представителя презренной профессии, но и показывает траурные церемонии на большом экране. Важно учитывать, что главная героиня фильма занимается самой «грязной» и в то же время абсолютно незаменимой частью похоронного процесса – подготовкой тела усопшего к погребению. А для консервативных японцев прикосновение к телу усопшего означает контакт с «нечистым» и потусторонним.

Ёдзиро Такита не стесняется показывать ту часть жизни, которую японцы предпочитают не замечать. Более того, ему удалось показать светлую сторону работы «плакальщиц» и красоту проводных церемоний. По мере того как отношения между персонажами картины и героем меняются по ходу киноповествования, меняется и отношение зрителей к «нечистому» произведению.

Окно в японскую культуру

«Отступники» дают европейскому зрителю возможность познакомиться с японской похоронной культурой. Зритель не только погружается в причудливые обычаи Страны восходящего солнца, но и снова и снова видит один из самых необычных японских похоронных ритуалов – укладку усопшего в гроб.

Японские ритуалы прощания разительно отличаются от европейских. В европейской культуре омовение и одевание покойного, нанесение траурного грима и другие косметические процедуры происходят за закрытыми дверями в морге. Для японцев эти процедуры проходят в форме церемонии, на которой присутствуют члены семьи и родственники умершего.

Фильм «Отступники» демонстрирует все этапы подготовки усопшего к погребению и убедительно показывает, как обрядовые ритуалы помогают справиться с горем. Благодаря работе Дайго кожа умершего вновь обретает цвет, кажется, что умерший возвращается к жизни, чтобы родные могли с ним попрощаться. Каждый этап церемонии наделен особым смыслом – японцы не только проводят косметические процедуры на теле усопшего, но и помогают ему «пройти врата иного мира».

Преодоление горя и укрепление семьи

Хотя действие в фильме строится вокруг смерти и погребения, для режиссера они лишь фон, а главная тема фильма — семья и отношения между близкими людьми. Дайго переживает непростые отношения со своей женой Микой: сначала она поддерживает молодого человека, но поворачивается, когда узнает, что он занялся презренной профессией. Большое внимание уделяется зарождающейся дружбе между Дайго и его эксцентричными коллегами по похоронной индустрии.

Самая важная проблема, которую Ёдзиро Такита затрагивает в своем фильме, — это принятие потери. На протяжении всей истории они показывают, как разные семьи по-разному чувствуют и принимают смерть своих близких. Одна из самых трогательных сцен связана с просмотром в последний путь пожилой женщины — хозяйки городской бани. Сын погибшего — друг детства главной героини — был в разладе с матерью и презирал Дайго за его работу. Именно церемония прощания помогает ему примириться с покойным и его спутницей.

Финал

Финальная сцена фильма показывает, как главный герой готовит отца к похоронам. Его отец оставил Дайго расти с матерью, когда ему было пять лет, и Кобаяши всю жизнь не мог ему этого простить. Конфликт с отцом обсуждается на протяжении всего фильма. Это разрешено только тогда, когда Дайго увидит своего отца на смертном одре. Готовя тело к погребению, Кобаяши смиряется со своей потерей и прощает человека, которого презирал всю свою жизнь.

Отличная режиссура, профессиональная игра актеров и удачно подобранный саундтрек помогают проникнуться атмосферой фильма. Рассказ сопровождается мягкими лирическими произведениями композитора Дзё Хисаиси, исполненными на виолончели, любимом инструменте главного героя.

Оцените статью
ProPohoroni.ru
Добавить комментарий